Вітаємо Вас, Гость
[ Нові повідомлення · Участники · Правила форуму · Пошук · RSS ]
  • Сторінка 1 з 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Форум » Студія » Поради поетам початкiвцям » Поради поетам - початківцям
Поради поетам - початківцям
AvtorДата: П`ятниця, 27.01.2012, 14:47 | Сообщение # 1
Offline
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1566
Репутация: 0
Позволю себе дать несколько советов начинающим поэтам, советов, которые постоянно звучат на занятиях нашей литстудии и помогают юным исправлять недостатки их стихотворений:
1. Всякий начинающий писать стихи должен иметь представление, насколько стихотворение отличается от обычной повествовательной речи и прозы художественного произведения. Именно лирическое произведение в небольшом количестве строк позволяет сказать то, для чего прозе требуется десятки страниц. Стихотворение – это квинтэссенция прожитого, продуманного, прочувствованного. В его целостности, полноте, гармонии языковых средств и внутреннего содержания – фрагмент жизни, картина бытия, музыка мгновения. Если мы читаем и слушаем стихотворение – и явственно видим его образы, как в кинофильме, только кинотеатр здесь – наше сердце – стихотворение получилось.
2. Гармония стихотворения не должна нарушаться неправильным использованием слов не только по лексическому значению, но и по общепринятому стилю их использования. Вспомните «Теорию трех штилей» М.Ломоносова, которая не утратила своей актуальности. О высоком нельзя писать словами стиля разговорного, просторечного, жаргонного, даже использовать их. Только нейтральный и высокий стили в соответствующей пропорции, которую чувствует сам автор.
3. Стихотворение – это образ, даже мегаобраз, состоящий из многих образов, переплетающихся и дополняющих друг друга, как узоры художественной вышивки создают неповторимую картину всего полотна. Оно не должно быть бедным, блеклым, но и не может быть перенасыщено, став аляпистым, вызывающим несварение вкуса, глаза, слуха.
4. Необходимо стремиться к свежему, новому, неизбитому образу, фразе, сравнению, эпитету, попробуйте сказать так, как до вас никто или мало кто говорил. Найдите такое выражение для обыкновенного, чтобы не только обнажить его суть, но и зримо показать те грани, которые раньше были не видны. Попробуйте сказать в стихотворении о любви так, чтобы ни разу не использовать слово «любовь». Стихотворение – не энциклопедическая статья и не инструкция по использованию какого-то нового продукта.
5. Избегайте традиционных избитых рифм типа мороза – роза, избегайте по возможности рифм чисто глагольных, рифмуйте глаголы с другими частями речи. Не бойтесь рифмы неточной, ищите ее, потому что точную уже использовали многие до вас.
6. Читайте стихи чужие, читайте классиков, современных поэтов, обогащайте свой лексический запас, делайте выписки необычных вариантов, свежих метафор и т.д. «Прежде чем написать одно свое стихотворение, прочитай сто чужих», - любит говорить один из моих знакомых поэтов.
7. Читайте словари, постоянно работайте с ними, используйте в творчестве. Трудно подобрать рифму? Не находишь синонима слову? – Плохо знаешь язык, работай над пополнением словарного запаса.
8. Размер должен чувствоваться на слух, смотри, где при чтении язык спотыкается. Посчитай гласные (слоги), посмотри, постоянно ли падает ударение в том же месте. А лучше научись определять размер (надеюсь, в этом поможет и этот Справочник), и используй его (один и тот же размер!) во всем стихотворении.
9.Помните, что вы в ответе за то, что вы пишете. Даже если вы изливаете грусть, вам тяжело – и вы свою тяжесть отдаете бумаге, помните: это стихотворение могут читать другие. Сами найдите причину и выход из вашего внутреннего плача – тогда ваше стихотворение поможет и другим.
9. Лирическое произведение – чаще всего медитация. Но уровень ее не должен быть одинаков в начале и конце, окончание должно выводить на новую ступень мировосприятия, новую вершинку понимания и мироощущения.
10. Помните, что творчество – не анализ, разделение, препарация на части, а всегда создание нового, синтез, радость, свет, даже если пока темно в душе или вокруг, но «в конце тоннеля свет есть всегда!»
11. И еще. Не забывайте, что слово достучится до чужих сердец только тогда, когда то, о чем вы пишете, прожито вами, а не надумано или притянуто за уши. Пишите о том, что прожили, прочувствовали – и важное для вас найдет отклик в душах, проживших то же самое.

Словом творился мир: «В начале было Слово»(библ.). Словом творите и вы, созидая сначала свой собственный мир, затем изменяя его вокруг. Ответственно относитесь к тому, что находится в ваших внутренних горницах – сердцах, очищайте их от сора гордыни, зависти, превозношения, обид, наполняйте Светом истинного творчества, любви, дружбы, добра, радости. И тогда, благодаря вам и вашим стихам, будет меняться мир вокруг вас.
 
AvtorДата: Субота, 04.02.2012, 21:53 | Сообщение # 2
Offline
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1566
Репутация: 0
flower flower flower
 
lebidkaДата: Понеділок, 06.02.2012, 15:22 | Сообщение # 3
Offline
Лейтенант
Группа: Перевірені
Сообщений: 46
Репутация: 0
smile smile smile
 
ViktoriaДата: П`ятниця, 10.02.2012, 16:52 | Сообщение # 4
Offline
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 28
Репутация: 0
В подальшому потрібно передам цю інформацію своїй подрузі, вона теж вміє писати - але соромиться показувати свій талант sad sad sad cry cry cry sad sad sad
 
AvtorДата: П`ятниця, 25.01.2013, 20:43 | Сообщение # 5
Offline
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1566
Репутация: 0
Радует, что 72 человека просмотрели эту тему, такую важную. Хотя, честно говоря, хотелось бы, чтобы их было больше... Кто хоть однажды попробовал роль литературного редактора, меня поймет!
 
AvtorДата: Понеділок, 28.01.2013, 22:21 | Сообщение # 6
Offline
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1566
Репутация: 0
http://www.poezia.ru/master.php?sid=9
Рекомендую.
 
AvtorДата: Понеділок, 28.01.2013, 22:25 | Сообщение # 7
Offline
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1566
Репутация: 0
В ПОМОЩЬ НАЧИНАЮЩЕМУ ПОЭТУ
СПРАВОЧНИК ПО СТИХОСЛОЖЕНИЮ
Конспект

Составитель
И.Л.Годенков

Книга состоит из двух разделов. Первый раздел дает основные знания стихосложения на основе современного литературоведения, второй является кратким справочником литературоведческих терминов.
Может быть использована в работе литературных студий, учителями и учащимися общеобразовательных школ на уроках литературы.
 
AvtorДата: Понеділок, 28.01.2013, 22:26 | Сообщение # 8
Offline
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1566
Репутация: 0
ОБРАЗНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА
(Вместо ВСТУПЛЕНИЯ)

В литературоведении «образ» - не просто отражение отдельного явления человеческой жизни в сознании, а это воспроизведение уже отраженного и осознанного художником слова явления с помощью тех или иных материальных средств и знаков – с помощью речи, системы звуков и т.д.
Художественные образы всегда воспроизводят жизнь в ее отдельных явлениях и в том единстве и взаимопроникновении их общих и индивидуальных черт, которое существует в самих явлениях действительности. Искусство претворяет в своих образах индивидуальность явлений, чтобы они стали еще более типичными, чтобы еще более отчетливо, ярко, законченно воплощали в себе существенные особенности. Оно творчески типизирует жизнь. Типизация – это воспроизведение жизни, в процессе которого существенные свойства ее явлений получают усиленное, преувеличенное (гиперболическое) выражение в их новых вымышленных индивидуальных чертах. Поэтому типизация может осуществляться посредством изображения ее явлений только в образах, а не в отвлеченных понятиях.
Другое отличительное свойство художественных образов – это их отчетливо ощутимая эмоциональность. Общественные интересы и идеалы, в свете которых творцы произведений искусства осознают типичные явления жизни, всегда порождает в их душе соответствующие чувства, переживания, стремления, которое выражается в эмоциональном отношении к действительности подбором и расположением индивидуальных подробностей изображаемого – деталями художественных образов, а также внешними средствами изображения - художественной речью, сочетаниями звуков, мимикой и жестами, очертаниями и красками и т.д. Художественные образы отличаются эмоциональной выразительностью деталей.
Третья их особенность заключается в том, что они всегда являются основным самодовлеющим средством выражения содержания этих произведений. Они не дополняют заранее данные или предполагаемые обобщения жизни в качестве наглядных примеров, а содержат обобщения жизни только в самих себе, выражают их своим собственным «языком» и не требуют добавочных пояснений.
Итак, в искусстве образы являются основным средством осмысления жизни, творчески типизирующим ее явления путем пересоздания их индивидуальности.
 
AvtorДата: Понеділок, 28.01.2013, 22:26 | Сообщение # 9
Offline
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1566
Репутация: 0
1. ЛИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1.1. Предмет и содержание лирики
Главное в лирике – эмоционально окрашенные описания и размышления. Воспроизведение же отношений между людьми и их поступков не играет большой роли, чаще всего оно отсутствует вовсе. Лирические высказывания не сопровождаются изображением каких либо событий. Где, когда, при каких обстоятельствах высказывался поэт. к кому он обращался – все это либо проясняется из самих его слов, либо вообще оказывается несущественным.
Главный объект художественного познания в лирике – это характер самого «носителя речи», прежде всего его внутренний мир, его умонастроения и эмоции.
Лирическая речь неизменно опирается на значения слов, на познавательные и изобразительные возможности языка. Она воссоздает не только сами по себе настроения, но также мысли и чувства, вызванные предметным миром и на него направленные.
Лирически выражаемые переживания могут принадлежать как самому поэту, так и иным, не похожим на него лицам. Умение «чужое вмиг почувствовать своим» - таково, по словам Фета, одно из свойств поэтического дарования. Лирику, в которой выражаются переживания лица, заметно отличающегося от автора, называют ролевой.
Но в большинстве случаев лирика запечатлевает умонастроения самого автора. Стихотворения, лирический субъект которых тождествен или. по крайней мере, близок поэту, называют автопсихологическими.
Непосредственность и прямота «самовыражения» - одно из важнейших свойств лирики. «Он (лирический поэт), - писал Гегель, - может внутри себя самого искать побуждения к творчеству и содержания, останавливаясь на внутренних ситуациях, состояниях, переживаниях и страстях своего сердца и духа. Здесь сам человек в его субъективной внутренней жизни становится художественным произведением, тогда как эпическому поэту служат содержанием отличный от него самого герой, его подвиги и случающиеся с ним происшествия». Лирик, утверждал немецкий поэт И.Бехер, это «человек, выражающий самого себя. Он сам – «герой» своей лирики».
В лирическом творчестве познание жизни выступает как самопознание, и в этом одна из причин обаяния лирики.
Лирическое самовыражение может быть разным. Чаще всего воплощает мысли и чувства, присущие ему как индивидуальности, и в его произведениях присутствует некое лирическое «я». Но порой поэт-лирик выступает как прямой выразитель взглядов группы людей, всего народа, человечества., и на смену лирическому «я» приходит «мы».
Самовыражение в лирике заметно отличается от выражения мыслей и чувств в повседневности, это – не буквальная копия пережитого поэтом, он воплощает в стихах далеко не все пережитое, а наиболее значительные эмоции. Причем, лирика не просто воспроизводит чувства поэта, но в значительной мере их активизирует, облагораживает, создает заново.
Переживание, запечатленное в лирике, обладает необычной емкостью. Оно оказывается созвучным безгранично широкому кругу людей, которые отождествляют себя с лирическим героем и воспринимают выраженные поэтом чувства как свои собственные. Чувства поэта – лирика властно «заражают» читателя, становясь его душевным достоянием.
 
AvtorДата: Понеділок, 28.01.2013, 22:27 | Сообщение # 10
Offline
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1566
Репутация: 0
1.2. Лирическая медитация и ее виды
Лирические высказывания всегда ярко эмоциональны. В них существенно медитативное начало. Медитацией (лат. meditatio – обдумывание, размышление) называют эмоционально насыщенное раздумье о чем либо. Лирика несовместима с «чистой» описательностью и беспристрастностью тона, которые нередки в эпических произведениях.
Многие лирические произведения представляют собой прямое излияние души: поэт размышляет о собственных переживаниях, как бы погружая читателя в свой внутренний мир. Это – лирика чувства.
Лирические высказывания могут быть рассуждениями на общие темы. Это – лирика мысли, обсуждающая какие-то проблемы бытия (социальные, политические, философские, нравственные, эстетические, художественные).
Существуют описательные и повествовательные формы лирического творчества, где медитативное начало присутствует подспудно, оно как бы уходит в подтекст, но всегда сохраняется.
Описательная лирика воссоздает окружающие людей вещи, черты наружности человека, раскрывает его внутренний облик, а также рисует природу (пейзажная лирика).
Повествовательные стихотворения – как правило, предельно лаконичные рассказы о каких-то фактах, событиях, которые не изображаются тщательно и детализировано, а лишь кратко обозначаются.
Лирические произведения с присущим им медитативным началом (явным или скрытым) в большинстве случаев немногословны и сжаты. Наиболее распространенная форма лирического творчества – это небольшие стихотворения, где выражается какое-то одно движение души, какой-то один «порыв сознания».
 
AvtorДата: Понеділок, 28.01.2013, 22:27 | Сообщение # 11
Offline
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1566
Репутация: 0
2. ИНОСКАЗАТЕЛЬНАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ СЛОВ

Огромное значение в стихотворной речи имеет семантическая словесная изобразительность и выразительность, заключающаяся в том, что автор употребляет слова в переносном иносказательном смысле. Такие слова называются тропами (гр. tropos – оборот).
Слова, иносказательность которых основана смежности обозначаемых ими понятий, называются метонимиями. Метонимия – буквально «переименование» (гр. nimios - имя и metha – пере-, через-).
Количественная (по ассоциации части и целого) метонимия называется синекдоха (гр.synekdoche – понимание посредством чего-то).
Иносказательные словесные обороты, основанные на отождествлении явлений жизни по их сходству (а не смежности, как в метанимиях) называются метафорами. Метафора – буквально «перенесенный» (гр. meta – пере-, через, phoro – несу).

2.1. Метонимия и ее виды. Примеры.

1.Метонимия места (Город уже спал Выпил целый стакан. Самовар кипит. Москва и Бонн обменялись нотами.)
2. Времени (Какой счастливый год!)
3. Средств. (Бойкое перо. Острый язык.
4. Принадлежности (Я приобрел Хемингуэя)
5. Вещества (На золоте едал)
6. По признаку (Дожил до седых волос. Нечего зубы скалить)
Количественная метонимия – синекдоха:
1. обозначение целого предмета через его части (Отряд в двести штыков. Стадо в сто голов)
2. множество предметов через одно (Наш брат – педагог. Русский человек не может этого понять)
3. Употребление собственных имен в нарицательном значении (Ты что же, Пушкиным себя воображаешь?)

Метафора и ее виды. Примеры.
Имеет место олицетворение явлений природы, состояний человека и т.д. (звезды мигают; день хмурился; окна запотели; скука грызет). Среди метафор можно выделить 2 основных вида, имеющих олицетворяющее значение:
1. Словесное олицетворения процессов, происходящих в неорганической природе
2. Вид олицетворения отдельных переживаний людей, штампы литературного языка. Это лексические метафоры.
3. Овеществляющие метафоры (Острый ум; темная личность, светлая радость, живая речь; спинка стула, язык пламени, нос корабля, глаз светофора)

2.3. Ирония как троп
Род иносказательных слов, в которых различные явления жизни отождествляются не по смежности или сходству, а по их контрасту, называется иронией. Например: «Ой, какой большой человек идет!» 9 о ребенке). «Пожалуйте в мой дворе!» (о маленькой комнате)
Простое сравнение
1. В творительном падеже (Хвост трубой, мысль мелькнула молнией)
2. С помощью союзов (Кроток как голубь; глуп как пробка; встал как пень)
 
AvtorДата: Понеділок, 28.01.2013, 22:28 | Сообщение # 12
Offline
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1566
Репутация: 0
3. ВИДЫ СЛОВЕСНО-ПРЕДМЕТНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ

3.1. Олицетворение (см. выше)

3.2. Образный параллелизм
В его основе лежит олицетворение. Изображение природы – первый член параллелизма, изображение человеческих действий и отношений – второй. Между первым и вторым членами параллелизма существует прямая связь. Отношения, возникающие в природе, как бы проясняют действия и отношения людей. Крепко сплетена трава с повиликой – столь же крепкой может быть человеческая любовь; траву с повиликой трудно разорвать – столь же трудной может быть разлука любящих.

3.3. Развернутое сравнение

В нем надо различать два его члена, два сопоставленных образа: один из них – основной по своему значению, создаваемый развитием повествования или лирической медитации; другой – вспомогательный, привлекаемый для сравнения с основным.

3.4. Образы-символы
За последнее время символами стали называть разного рода начертания, служащие условным обозначением тех. или иных отвлеченных понятий. Но в основном своем значении символ – это самостоятельный художественный образ, который имеет эмоционально-иносказательный смысл, основанный на сходстве явлений жизни. (Со временем из двучленного параллелизма исчез второй член, но он подразумевается. Иначе говоря, изображение жизни природы стало знаменовать собой жизнь человека, оно получило тем самым иносказательное, символическое значение).

3.5. Образы-аллегории
Аллегория, подобно символу, также иносказательный образ, основанный на сходстве явлений жизни и могучий занимать большое, иногда даже центральное место в словесном произведении. Аллегория – предвзятое и нарочитое средство иносказания, в котором изображение того или юного явления жизни сразу обнаруживает свое служебное, переносное значение.
Сокол ведет соколицу = жених ведет невесту.

3.6.Гипербола как вид словесно-предметной изобразительности
Синкретическое устное народное творчество имело в своем фантастическом содержании, наряду с олицетворением, и другую сторону, вытекавшую из стихийного преувеличения явлений жизни. Гиперболизация жизни природы была существенной стороной первобытного мировоззрения, а отсюда и творчества.
 
AvtorДата: Понеділок, 28.01.2013, 22:28 | Сообщение # 13
Offline
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1566
Репутация: 0
4. ИНТОНАЦИОННО-СИНТАКСИЧЕСКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ

Во всех видах речи слова и словосочетания вместе выражают мысль, а для этого соединяются интонационно - синтаксически. Синтаксис – это смысловое, эмоционально-логическое соотношение и расположение слов в предложениях, на которые всегда разделяется речь.
В нехудожественных разновидностях литературной речи (научной, философской, публицистичной, юридической и т.п.) логическое соотношение и порядок слов преобладает над эмоциональным.
В речи художественной, наоборот, эмоциональный смысл высказывания всегда, в той или иной мере, преобладает над логическим смыслом, хотя никогда не должен поглощать его всецело.
Художественная речь в принципе всегда должна восприниматься не только зрительно, через восприятие рукописного или печатного текста, но и на слух, в своем живо и непосредственно ощутимом интонационном звучании. Именно в нем произведения словесного искусства могут раскрыть до конца все эмоционально-образное богатство своего идейного содержания.

4.1. Речевая интонация
В ней следует различать следующие основные стороны: расстановку пауз, речевую мелодию, расстановку акцентов (логических, эмоциональных, ритмических) и темп речи.
Речевые паузы – это перерывы звучания голоса, с помощью которых отделяются друг от друга предложения и их смысловые части. Отдельные слова, входящие в предложения или его смысловую часть, паузами не разделяются, произносятся слитно и узнаются только по смыслу. В современных текстах речевые паузы, в основном, обозначатся знаками препинания – точками, запятыми, точками с запятыми и т.п. Иногда паузы не обозначаются знаками препинания, но используются для упорядочивания логического смысла предложения (Например, когда к подлежащему или сказуемому относится по смыслу большая группа слов: «Огромный блестящий реактивный самолет (пауза) быстро взлетел над бетонной дорожкой»)
Мелодия есть не только в музыке, где звуки всегда имеют определенную высоту, а отступление от нее создает «какофонию» (дурное звучание) и «диссонансы» (отсутствие созвучности). Это происходит, когда у музыканта или певца не хватает слуха или плохо настроен инструмент.
Звучащая человеческая речь тоже имеет свою мелодию. В речи особенно ясно слышатся гласные звуки слов, которые имеют какую-то высоту звучания и которые, особенно если на них падает ударении, можно произносить несколько длиннее или несколько короче. Соотношение и последовательность высоты гласных звуков (но не с такой точностью, как в музыке) образует мелодию речи.
Акценты речи – ударения на слогах и словах.
Словные акценты – когда на одном из слогов ставится более сильный акцент.
Логические акценты – ударения, придающие словам и их частям определенный смысл.
Эмфатические акценты выделяют слова, на которые ставятся дополнительные акценты, имеющие эмоционально-выразительное значение.
Темп – степень быстроты или медленности, с которой произносятся фразы, а также их ускорения, замедления. При исполнении целого произведения или частей меняется в зависимости от особенностей их содержания и от его образного воплощения.

4.2. Художественные эпитеты
Наиболее распространенное явление художественного синтаксиса – эпитеты. «Эпитет» по древнегречески значит «прилагательное». Действительно, имена прилагательные часто бывают эпитетами, но далеко не всегда, а когда являются эмоционально-выразительным развитием образной мысли и поэтому требуют эмфатического выделения с помощью мелодии и акцента, более или менее сильного. («Чуден Днепр при тихой погоде…» Чуден – эпитет, тихой – нет).
Поняты как эпитеты могут быть отглагольные прилагательные, причастия («Что если я, завороженный, Сознанья оборвавший нить…»); отглагольные наречия, деепричастия («Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя…» (Тютчев)); имена существительные, являющиеся приложением к другому существительному, играющему роль подлежащего или дополнения («И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир…» - Пушкин.); имена существительные, играющие роль сказуемого («Онегин был по мненью многих Судей решительных и строгих Ученый малый, но педант…»- Пушкин.)

4.3. Эллипсис
Синтаксическим средством выразительности, противоположным эпитету является эллипсис (греч. – опущение). Это пропуск одного из главных членов предложения – подлежащего или глагольного сказуемого, или даже обоих. При этом оставшиеся члены предложения получают более сильное акцентное выделение, а вся фраза становится более выразительной и энергичной. («Татьяна ах! А он ревет» (Пушкин); «Ночь, улица, фонарь, аптека» (Блок); «Ведь для себя не важно и то, что бронзовый, и то, что сердце – холодной железкою…» (Маяковский)

4.4. Словесные повторы
Эмоционально-выразительное выделение слов становится более сильным, когда эти слова повторяются в одном или нескольких соседних предложениях. («Еду, еду в чистом поле, Колокольчик дин-дин-дин… Страшно, страшно поневоле Средь невидимых равнин!» - Пушкин.)
Корневые повторы – рядом ставятся слова одного корня: «Как увидели они чудо-чудное, Чудо чудное, диво дивное…»
Синонимические повторы, где слова так тесно связаны по смыслу, что пишутся через дефис: «Стал Вольга растеть-матереть»; «Говорит ему отец-батюшка…»; «В путь-дорогу снарядился…»
Анафора – синтаксический прием, когда одно и то же слово стоит в начале двух или более соседних стихов: «Познал я глас иных желаний, Познал я новую печаль…»(Пушкин); «Спокойно трубку докурил до конца, Спокойно улыбку стер с лица…» - Симонов.)
Эпифора – синтаксический прием, в котором одни и те же слова выносятся в конец нескольких соседних строф. («Я мещанин… И я родился мещанин… Я просто русский мещанин…» (Пушкин); «Коммунисты, вперед! … Коммунисты, вперед! – Межиров.)
Рефрен (отличать от эпифоры) – самостоятельное предложение, часто вопросительное или восклицательное, логически обособленное от основного текста строф (Не надо, ребята, О песне тужить. Не надо, не надо, Не надо, друзья… Гренада, Гренада, Гренада моя! – Светлов.»
Синтаксическая тавтология – более широкие повторы целых сложных предложений и больших обособленных групп.
Градация – повтор не одного слова, а семантически близких, которые, постепенно усиливаясь, создают один образ со все большей эмфатичностью интонаций. (Сгорели в танках мои товарищи До пепла, до золы, дотла» - Слуцкий.)

4.5. Словесная антитеза (греч. анти –против, теза – положение)
Синтаксическое средство, где путем противопоставления создаются эмфатические акценты на эмоционально значимых словах: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет!..»; «Твои пленительные очи яснее дня, чернее ночи»)
Разновидность – Оксюморон (греч. буквально – остроумно-глупое) – сочетание слов, противоречащих друг другу по своему значению и получающих поэтому более сильную эмфатическую интонацию: «Но я встретил смущенно и дерзко Взор надменный и отдал поклон…»; «Боитесь вы, что хрустнет ваш скелет В тяжелых нежных наших лапах» (Блок).

4.6. Инверсия (греч. – перевертывание, перестановка)
Инверсия – постановка выделяемых слов на синтаксически необычное для них место. Например, по логике развития мысли в повествовательном предложении на первом месте должно стоять подлежащее, на втором сказуемое. Обратное их расположение является инверсией. («Роняет лес багряный свой убор».
В русском языке дополнения и обстоятельства, выраженные именами существительными, ставятся после слов, к которым они относятся, а определения-прилагательные и обстоятельства-наречия перед этими словами. Изменения такого положения – тоже инверсия («Присмиревшую музу мою Я и сам неохотно ласкаю!» - Некрасов.)

4.7. Эмоционально-риторическая интонация
Эмоционально - риторические виды интонации – риторические вопросы, восклицания, обращения и т.п. в художественной речи, применяющиеся для того, чтобы сделать ее более выразительной. («Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» - Блок.)
Могут заключать в себе риторическое пожелание, или отрицание, или уступление, или сентенцию (поучение): «Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!» - Заболоцкий.)
Могут иметь оттенок нарочитой недоговоренности, обозначаемый знаком «многоточия». Могут выражать и прямой намек на что-то недоговоренное по каким-то причинам. («Вы, тоже, маменьки, построже За дочерьми глядите вслед, Не то, не то, избави Боже…» - Пушкин.)
 
AvtorДата: Понеділок, 28.01.2013, 22:30 | Сообщение # 14
Offline
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1566
Репутация: 0
5.РИТМИКА И ФОНЕТИКА СТИХОТВОРНОЙ РЕЧИ
Ритм (греч. - соразмерность, стройность) – это свойство движения, всегда происходящего во времени. Это касается и стихосложения.

5.1. Ритм стихотворной речи
В ритме стихотворной речи есть не только логические (и эмфатические) акценты, не только логические паузы, но и акценты, паузы собственно ритмические. СТИХИ (гр.- ряд) – это такие ряды слов, на которые речь делится не логическим, а ритмическим ударением. В литературном тексте каждый такой ряд (стих) пишется (печатается) отдельной строкой.
Стихи отличаются от ритмической прозы двумя особенностями:
1. В тактах прозы самостоятельно значимые слова имеют одинаковые словные акценты. В стихах же, при равенстве других словных акцентов, на последнем слове каждого стиха всегда возникает более сильное ритмическое ударение. Такое ударение организует весь стих и делает его основной, соразмерно повторяющейся единицей ритма стихотворной речи. Это ударение стоит на последнем слове стиха неизменно, постоянно и поэтому называется «константным» ударением, или константой стиха.
2. В прозе такты отделяются только логическими паузами, часто обозначаемые знаками препинания, стихи же отличаются друг от друга в основном паузами ритмическими, которые показывают конец каждого стиха и оттеняют его ритмическое константное ударение.
При изучении ритмичности стихотворной речи важно также обращать внимание на различия в окончаниях стихов. Под «окончанием» стиха, или клаузулой (лат.-заключение), разумеются последние слоги каждого стиха, начиная со слога, несущего на себе константный акцент. Другая же часть стиха, от его начала до константы, называется корпусом.
Различие стиховых клаузул заключается в количестве входящих в него слогов.
В одних стихах константа стоит на последнем слоге, значит клаузула в них односложная, и такие стихотворные окончания называются мужскими. Например: Я снова здесь, в семье роднОй».
В других стихах константа стоит на предпоследнем слоге, значит окончания двусложные, и такие клаузулы называются женскими. Например: «Опять на поле КуликОвом».
Часто встречаются стихи, в которых константное ударение стоит на третьем слоге от конца стиха, значит, клаузула в них трехсложная, и такие стиховые окончания называются дактилическими (от названия трехсложной стопы с ударением на первом слоге – дактиля). Например: «Время – вещь необычайно длИнная».
Если стихотворное окончание содержит более трех слогов, то оно называется гипердактилическим. Например: «Холод, душу тайно скОвывающий».
Стихотворная речь обычно (но не всегда) создается так, что окончания соседних или близко стоящих друг к другу стихов состоят из одинаковых звуков. Эта звуковая, фоническая (гр.- голос, звук) согласованность, или созвучие стиховых клаузул, называется рифмой (гр.- соразмерность). Являясь созвучием клаузул нескольких стихов, рифмы обычно получают от них свой основной звуковой объем. Они могут быть мужскими («Я знал одной лищь думы влАсть // Одну, но пламенную страсть»), женскими («Над омраченным Петроградом // Дышал ноябрь осенним хладом»), дактилическими («Средь мира дОльного // Для сердца вОльного // Есть два пути»), гипердактилическими («Выхожу в аллею лИповую… // И не плачу, только всхлИпываю»).
В отношении звуков, составляющих рифму, она может быть бедной, состоящей из малого количества звуков («Снилось – мимо проходят друзьЯ… // Но никто не окликнул менЯ») и богатой, включающей в себя много звуков («И вновь блистающий востОрг // Своей десницей он растОрг»).
В этом же отношении рифма может быть полной, в точности повторяющей звуки в клаузулах стихов (безбрежной – зарубежной, Русь – не боюсь), и неполной, приблизительной, повторяющей лишь некоторые звуки (набат – гроба, ложи – ножек). Приблизительная рифма не менее богата, чем точная.
Помимо основной ритмической паузы, всегда отделяющей каждый стих от другого, в длинных стихах, состоящих из 12 и более слогов, нередко возникает еще одна, более слабая ритмическая пауза, разделяющая каждый стих на две половины и облегчающая этим их произношение. Такая пауза называется цезурой (лат.- разрез, рассечение). Например: «Слышу умолкнувший звук / божественной эллинской речи. // Старца великого тень / чую смущенной душой» (Пушкин).

5.2. Песенные тонические стихи
В русской поэзии исторически наиболее ранней системой стихосложения была система песенно-тоническая, возникшая и развившаяся с очень давних времен в устном народном творчестве (былинах, исторических песнях, народной обрядовой поэзии. «протяжных» лирических народных песнях. Только в устном исполнении такие стихи обнаруживают присущую им своеобразную систему ритмической акцентации, не свойственную никакой другой стиховой системе. В нем вокальная, музыкально-голосовая мелодия песни со свойственным ей соотношением и расстановкой собственно ритмических акцентов всецело подчиняет себе речевую мелодию стихов, вытекающую из количества и расстановки обычных словных ударений. Вокальная мелодия песни как бы не считается со словными ударениями речи и навязывает ей свои, необычные для нее акценты.
Отсюда вытекают два свойства ритма песенно-тонических стихов:
1. при исполнении песни на некоторых самостоятельных по значению словах обычные словные ударения не ставятся, если они не совпадают с акцентами самой вокальной мелодии.
2. – в клаузуле стихов константный акцент всегда получает последний слог стиха, обычно (хотя и не всегда) не имеющий речевого, словного ударения. В этих случаях песенно-тонические стихи имеют как бы двойную константу: первую, более сильную, - на третьем, четвертом слоге, имеющем словное ударение; вторую, более слабую, - на последнем слоге стиха, обычно неударном.
Вот пример из былины «Алеша Попович и Тугарин»:
Из славного Ростова красна гОрода,
Как два ясные сокола вылЕтывали,
Выежали два могучие богАтыря…

5.3. Силлабические стихи
СИЛЛАБИЧЕСКИЕ, или слоговые (гр. – слог), стихи имеют свою особенную внутреннюю ритмическую организованность, резко отличающуюся по своему принципу от организации песенно-тонических стихов. Если в тонической системе ритмическая соразмерность стихов создается равным количеством песенных акцентов в каждом стихе, то в силлабической системе стихосложения она определяется равным количеством слогов в каждом стихе.
Силлабический принцип стихосложения развился преимущественно в поэзии тех народов, где ударение на слогах имеет постоянное место. В русской поэзии этот принцип использовался в 17 – начале 18 века (Симеон Полоцкий, Антиох Кантемир и др.)
Наука ободрана, в лоскутах обшИта,
Изо всех почти домов с ругательством сбИта,
Знаться с нею не хотят, бегут ее дрУжбы,
Как страдавши на море корабельной слУжбы.
Все кричат: никакой плод не видим с наУки…
(Сатира Кантемира)

5.4. СИЛЛАБО _- ТОНИЧЕСКИЕ СТИХИ

Стихи, построенные по силлабо-тоническому принципу, отличаются гораздо большей внутренней ритмической организованностью, нежели стихи других систем. Если тонические стихи обладают равноударностью, а стихи силлабические – равносложностью, то в силлабо-тонике сочетаются оба эти принципа на основе иного «качества» организованности. Таким «качеством» являются стопы, на которых каждая представляет собой определенное количество слогов с определенным местом в нем ритмического акцента.
В русской силлабо-тонике применяются пять основных стоп («размеров»):
Две стопы двусложные:
1. ХОРЕЙ (от греч. хоровой, плясовой) – первый слог ударный, второй безударный (Буря, нЕбо, крОет);

2. ЯМБ – из первого неударного, второго ударного (толпОй, в шатрАх, ночлЕг);

Три трехсложные:
3. ДАКТИЛЬ (от греч. палец) – первый ударный, два следующих – безударные (вЕчные, стрАнники, стОрону);

4. АМФИБРАХИЙ (от греч. – амфи-с обеих сторон, брахос – краткий) – из ударного посредине и неударного по сторонам (СаврАска, сугрОбы, бушУет);

5. АНАПЕСТ (от греч. – отраженный назад) – из двух неударных и третьего ударного (на зарЕ ты менЯ не будИ)
Но не всегда все стопы сохраняют положенное им количество ударений и слогов, особенно в ямбах и хореях.
Хорей и ямб, потерявший ударный слог, становится ПЕРРИХИЕМ – двусложным неударным размером (пиррихий с греч. «военная пляска») (облегчение размера).
Хорей и ямб, обретший вместо безударного ударный слог, становится СПОНДЕЕМ (с греч. «стих жертвенных возлияний») (утяжеление размера)

Облегченный дактиль (все три – безударные) – ТРИБРАХИЙ (греч. «три коротких»);
БАКХИЙ (от греч. «вакхический») – в дактиле и амфибрахии за первым неударным следуют два ударных слога:
Привстать бы, / сорвать бы / оковы/ желЕзны/е,
И кольца, / и цепи/ И вольны/ми внОвь
Бежать в да/ли сини/е, в сумра/ки звЕзды/е…
(В.Брюсов)
АНТИБАКХИЙ – после двух первых ударных стоит безударный слог:
Дед рано / ложится,/ а внучке
Неволя: / лежи и / не спИ…
(И.Бунин)

АМФИМАКРА (греч. амфи-вокруг, макрос – долгий) – средний слог – неударный, по сторонам ударные:
ЗАглушИ/ла засУ/ха засЕв/Ки,
СОхнет рОжь, / и не всхО/дят овсЫ
(С. Есенин)

Еще один вид отступления от заданного метра – удлинение (путем присоединения лишних слогов) или усечение клаузулы стихов, что очень важно ритмически..

Но есть традиционные примеры стихосложения, основанные на своеобразной ритмической заданности: гекзаметр (шестистопие), элегическое двустишие (пентаметр), александрийский стих (шестистопный ямб с попарным чередованием мужских и женских рифмованных клаузул); вольный ямб (разное количество ямбов в строках).
 
AvtorДата: Понеділок, 28.01.2013, 22:30 | Сообщение # 15
Offline
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1566
Репутация: 0
СТРОФИКА

Классическим, наиболее распространенным видом строфы является четверостишие, в котором стихи могут рифмоваться по-разному: или попарно (ааbb):

Итак, начинается песня о ветре,
О ветре, обутом в солдатские гетры,
О гетрах, идущих дорогой войны,
О войнах, которым стихи не нужны.
(В.Луговской)

или перекрестно (аbаb):
Я нет-нет и потемнею бровью,
Винова той памятью томим…
Ты прости меня своїй любов’ю
И своїм величием простым.
(В.Казин)
или же по принципу кольца (аbbа):
И на гулких сводах мостов,
И на старом Волковом поле,
Где могу я плакать на воле
В чаще нових твоїх крестов. (А.Ахматова)
В меньшей мере, чем четверостишия, распространены в силлабо-тонике строфы, состоящие из п’яти и шести стихов. Традиционная форма пятистишия заключается в том, что при перекрестной рифмовке строфы рифма первого стиха повторяется дважды – в третьем и четвертом стихах, а рифма второго – в пятом (аbааb). Например, у С.Маршака:
Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весть Летний сад – Онегина глава,
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
Шестистишия могут иметь различную традиционную форму. Иногда они строятся так, что в строфе срифмованы первый и второй, четвертый и пятый, третий и шестой стихи (ааbссb). Например:
Сижу задумчив и один,
На потухающий камин
Сквозь слез гляжу…
С тоскою мыслю о былом
И слов в унынии моем
Не нахожу. (Ф.Тютчев)

Другая, еще более традиционная форма шестистиший, по преимуществу ямбических, заключается в том, что четверостишие продолжается и заканчивается парным двустишием (аbаbсс). Такая строфа возникла в итальянской поэзии и получила название секстины (лат. – шесть). Например, у Н.Асеева, отказавшегося от чистого хорея:
Мне ль повадку не знать людскую,
Обведешь меня словом ты ли?
Люди больше меня тоскуют,
Видишь – ветер винтом схватили.
Видишь – в воздух уперлись пяткой,
На машине качаясь шаткой.

На том же принципе сочетания стихов основана и более крупная строфа, состоящая из шести перекрестно срифмованных стихов и, как в секстине, из двух продолжающих и завершающих их попарно (аbаbаbсс). По своему метрическому заданию это – пятистопно-ямбическая строфа. Она тоже зародилась в поэзии итальянского Возрождения и называется октавой (от лат. – восьмая). Пушкин написал такой строфой всю поэму «Домик в Коломне». Вот ее начало:
Четырехстопный ямб мне надоел:
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октаву.
А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу!
Ведь рифмы запросто со мной живут:
Две придут сами, третью приведут.
Дальнейшим развитием такой строфы, в которой последнее двустишие создает интонационно-ритмическую законченность, явилась строфа «Евгения Онегина» с его четырехстопными ямбами. В ней соединены три четверостишия с тремя классическими видами рифмовки – перекрестной, парной, кольцевой, а замыкается парным двустишием: аbаb/ссdd / еffе /gg

Терцины (от итал. – третья) – состоят из трехстиший пятистопного ямба, в котором средний стих предыдущего трехстишия рифмуется с крайними – первым и третьим – стихами последующего.
Схема: аbа/bсb/ сdс /dеd/ еfе и т.д. Терцинами написана «Божественная комедия» Данте. Пример из лирики В.Брюсова:
Да, ранят все, последний убивает,
Вам мой привет, бесстрастные часы,
Моя душа вас набожно считает!

Тот – острым жалом вдумчивой осы
Язвит мечты; тот – как кинжалом режет,
Тот грезы косит с быстротой косы.

Что вопли, стоны, что зубовный скрежет
Пред тихим вздохом, данником часов!
Боль жизни ровно, повседневно нежит…
На основе строфического сочетания стихов строятся также некоторые малые жанровые формы в лирике.
СОНЕТ (от. ит. – звучать, звенеть) – лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати стихов пятистопного или шестистопного ямба, в которых первые восемь стихов, разделенные на два четверостишия, рифмуются перекрестно или по принципу кольца одной пары рифм, а следующие шесть стихов имеют три пары рифм, которые могут распространяться по-разному. Схема рифмовки сонета такова: аbаb/ аbаb/ ссd / ееf; варианты рифмовки: ссd / еdе или сdе / сdе.
То было в полдень, в Нубии, на Ниле.
Пробили вход, затеплили огни –
И на полу преддверия, в тени,
На голубом и тонком слое пыли,
Нашли живой и четкий след ступни.

Я, путник, видел это. Я в могиле
Дышал теплом сухих камней. Они,
Сокрытое пять тысяч лет хранили.

Был некий день, был некий краткий час,
Прощальный миг, когда в последний раз
Вздохнул здесь тот, что узкою стопою
В атласный прах вдавил свой узкий след.

Тот миг воскрес. И на пять тысяч лет
Умножил жизнь, мне данную судьбою.
(И.Бунин «Могила в скале»)

ТРИОЛЕТ (от фр. – сочетание трех) – стихотворение из восьми стихов четырехстопного ямба, в котором развитие лирической темы, данной в первых двух стихах, приводит по принципу смысловых контрастов к полному повторению первого стиха на четвертом и седьмом местах, а второго – на восьмом. Отсюда вытекает и схема рифмовки – аbаааbаb:
«Лизета чудо в белом свете, -
Вздохнув, я сам себе сказал, -
Красой подобных нет Лизете;
Лизета чудо в белом свете,

Умом зрела в весеннем свете».
Когда же зрелость ее узнал…
«Лизетта чудо в белом свете!» -
Вздохнув, я сам себе сказал.
(Карамзин)
Дольники –
соединение в одном стихе двухсложных и трехсложных размеров.
Два основных варианта:
1. соединение ритмически нисходящих размеров – хорея и дактиля
2. соединение ритмически восходящих размеров – ямба и анапеста. Амфибрахий, при своем срединном стоповом варианте, может участвовать в обоих вариантах.
Вот пример хорео-дактилического дольника из стихотворения М.Светлова «Рабфаковка»:
Двух бо/калов влю/бленный / звон
Тушит / музыка мену/ета, -
Это/ празднует/ Триа/нон
День Ма/рии Ан/туа/нетты.

Вот более сложный пример дольника из стихов Есенина:
Я по/следний по/эт де/ревни,
Скромен/ в песнях до/щатый /мост.
За про/щальной сто/ю о/бедней
Кадящей листвой / берез.
В этой строфе три первых стиха состоят из хорея, дактиля и еще двух хореев, причем в первой стопе третьего стиха ударение выпадает (вместо хорея стоит пиррихий); в четвертом же стихе размеры меняются: он складывается из ямба, анапеста и ямба.
 
Форум » Студія » Поради поетам початкiвцям » Поради поетам - початківцям
  • Сторінка 1 з 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Пошук:

До нас заходили
Учасники: